Зверобатика
"Зверобатика". Сергей РЕУТСКИЙ, инструктор по физкультуре дошкольного отделения ГОУ ЦО 734 «Школа самоопределения», автор книги «Физкультура про другое», г. Москва. «Зверобатика» — это акробатика, которая «проще, чем кувырок». Точнее, это элементарные перемещения, которые включаются в любую спортивную игру или тренировку Освоение горизонтали Упражнения «зверобатики» – это работа в непривычных условиях. Например, движение не в вертикальном, а в горизонтальном положении. Непривычное положение (не стоя) – это разгрузка сознания. Чем положение человека более вертикально, тем больше он настроен на сознательное поведение. В горизонтальном положении не только отдыхает позвоночник, но и куда активнее включается интуиция. Так снимаются физические и психические «зажимы», появляется нагрузка на руки, все тело включается в работу. В горизонтальном положении легко дать большую нагрузку за короткий промежуток времени. Попробуйте провести матч по футболу в положении «паучка», «медведя», «черепахи». Десять минут игры – и упадешь от усталости. Принципиально новых упражнений в «зверобатике» нет. Важны несколько особых вещей: во-первых, постоянное усложнение заданий, во-вторых, возможность совместных действий в непривычных условиях и, в-третьих, образная основа движения. Дети внутренне преображаются, меняются в движениях, когда превращаются в разных зверей: «мышата» – сжимаются, собираются в комочек; «львы» – расправляют плечи, сразу вырастают. Маршруты сказочных героев Дети легко поддаются на небольшие авантюры – путешествия трудным долгим маршрутом к разным героям. Для этого взрослые, а затем и сами дети выстраивают в зале маршрут с различными препятствиями так, чтобы можно было перелезать, подлезать, протискиваться, перешагивать, перепрыгивать, спрыгивать, забираться и т. д. Причем для «мышат» могут быть свои характерные препятствия, например «мышеловка» – две скамейки, на которых лежат гимнастические палки. Пролезая под ними, важно их не задеть и не сбить – не попасть «в мышеловку». Правило «переменных правил» В играх-путешествиях возникает игра с переменными правилами, которые постоянно меняются, а все занятие превращается в «проживание сюжета», потому что педагог постоянно меняет условия, в которых детям интересно выполнять задания. Например, в одном из путешествий детям предлагается сначала ползти червяками под землей – подлезать под мостиками, проползать по узким норкам, по извилистому туннелю... затем дети становятся лягушками и идут по-лягушачьи (по тому же маршруту, но не подлезая, а перелезая, обходя, перепрыгивая препятствия). Далее наступает «ночь» (игра «день-ночь», когда на слове «ночь» дети-лягушки замирают). А «утром» появляются гуси: – Гуси-гуси! Дети включаются тут же: – Га-га-га! – Есть хотите? – Да-да-да! – Ну, летите. – Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой... «Гуси» могут не только бежать, но и «перелетать» – перебираться по физкультурному оборудованию или по комплексу. Если водящий кого-то осалил, то «гуси» не выбывают из игры, а меняют способ передвижения – например, могут теперь только «летать», двигаясь по физкультурному комплексу, не вставая на пол. Могут быть предложены различные варианты: убегать только на одной ножке или с помощью товарища (в паре с ним) либо только ползти. Если вдруг кому-то очень понравилось быть гусем (червячком, паучком), то до конца путешествия они могут оставаться именно этим героем (точнее, двигаться, как этот зверек). Выполнение заданий превращается в игру, которую дети должны сами придумать. Простор открывается необычайный. Зверобатика помогает поддерживать интерес благодаря постоянным сменам, вариациям в способах передвижения. Здесь важен темп – это работа по быстрому переключению внимания на разные образы, на разные действия. На что способны звери Вот различные способы передвижения: «собачка», «червячок», «медвежонок», «гусь», «лягушонок», «паучок», «кошка»... Можно двигаться на четвереньках головой вперед, ногами вперед, боком, вращаясь, вращаясь с продвижением вперёд или назад, прыжками и т. д. «Звери» могут заболеть. «Больные звери» передвигаются, не опираясь на больную руку или ногу. «Звери» могут носить предметы: палки, мячи, элементы мягкого конструктора и т. п. «Звери» могут держаться друг за друга, передвигаясь в командах (получаются «упражнения на дружбу»). Когда ребенок освоил простые перекаты и ползание, то добавляем препятствия, через которые надо перекатиться. Кладем легкую подушку-думку на пол, и ребенок через нее перекатывается или переползает. Если препятствием оказывается взрослый, то такое препятствие может не только шевелиться, но даже хватать и не пускать отважного путешественника. Можно скатываться вниз по ступенькам из диванных подушек и матов, постепенно увеличивая их высоту или жесткость. Командная зверобатика Все элементы зверобатики могут объединяться в длину, в высоту и в ширину. В длину – это, например, колонна-сороконожка, в ширину – парами, держась за руки, в высоту – «бутербродом» (снизу ползет «червячок», над ним – «медвежонок»; так, в паре, и преодолевают препятствия). По физкультурному комплексу, по лавочкам... Конечно, неудобно, но ведь и цель – придумать для детей «понеудобнее», посложнее. Чем неудобнее, тем интересней. С пяти лет можно начать работу парами, а затем тройками. В тройках работать сложнее – ребенок «в середине» часто выпадает из общих действий; надо обязательно меняться ролями: первый, средний, последний. «Тройки» обычно срабатываются уже у шестилеток. А там можно попробовать и работу в четверках и т. д. 1. Несколько одиночных упражнений, более сложных, чем обычно: «Крокодил». Движение без помощи ног в упоре на руках лицом к полу. «Варан». Движение без помощи ног в упоре на руках спиной к полу. «Вертушка». Вращение в упоре на руках, двигаясь в сторону. «Червяк». Ползание на спине и животе без помощи рук и ног. «Черепаха». Движение в положении «гимнастический мостик», возможно в разных направлениях. 2. Парная и групповая работа невысоко над полом. Все упражнения можно делать в разных направлениях: «Два медведя» «Собака и крокодил» «Крокодил и паук» «Два гуся в обнимку» «Собака и варан» Многоярусные пирамиды Возможны более многочисленные звериные союзы Направления могут меняться по команде взрослого. Всю «зверобатику» можно делать на скорость, на точность, на правдивость, на умение спрашивать, на чувствительность (вслепую), на дружбу в парах и командах, по все усложняющимся траекториям. До того как «перебраться» на физкультурный комплекс, вся «зверобатика» прорабатывается-проигрывается на полу. После начального этапа знакомства (походил, потрогал, полазил) по пространству пола под физкультурным комплексом можно начинать «зверобатические лазалки» по комплексу.
Категория: Мои статьи | Добавил: camelbest87 (28.02.2024)
Просмотров: 13 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar